MamaEasy.ru

Быть мамой легко!

Блог Юлии Татариновой

Детальный взгляд на вопросы ухода за детьми, раннего развития и воспитания.
Обзоры книг и игрушек. Тайм-менеджмент для мам.

Музыкальное развитие детей с рождения до 6 лет

О положительном влиянии музыки на детей, казалось бы, сказано много. Но мало кто из родителей целенаправленно занимается музыкальным развитием дошкольников.

В этой статье я постараюсь мотивировать вас уделить внимание этому направлению. Ведь это нужно вовсе не для того, чтобы сделать из ребенка профессионального музыканта.

Вы узнаете, как именно можно заниматься с ребенком дома, не имея специального образования и не тратя много времени на подготовку.

Помимо этого, в следующей статье вы познакомитесь с музыкальными играми для детей.

Содержание:

Цели музыкального развития

Многочисленные исследования доказывают благотворное влияние музыки на развитие детей и их эмоциональное состояние.

Прослушивание музыкальных композиций и специальные игровые занятия развивают:

  • эмоциональную отзывчивость на музыку, интерес к ней,
  • музыкальные способности,
  • воображение и творческие способности,
  • память, внимание, образное мышление,
  • двигательные навыки (пластичность, координацию, умение владеть своим телом),
  • речь (посредством пения),
  • слуховое восприятие.

А также:

  • успокаивают, снимают эмоциональное напряжение,
    повышают внимание,
  • оказывают психотерапевтический эффект,
  • расширяют кругозор.

Прослушивание музыки

Это самое простое, но крайне полезное занятие. Главное — правильно подобрать репертуар и соблюдать некоторые простые правила. Итак, какую же музыку слушать с малышом?

Классические произведения. Подробный список вы можете увидеть в следующей статье.

Звуки природы. Это шум прибоя, дождя, пение птиц.

Колыбельные. Замечательно, если вы сами их поете. Но можно и включать. Готовя эту статью, нашла сайт, посвященный колыбельным. Если вы решите серьезно заняться колыбельными, думаю, он может быть полезен.

Потешки и детские песни, в том числе из кино и мультфильмов.

Народная музыка.

Любая музыка на ваш вкус, кроме рэпа, металла и всяких низкосортных песен. Такую, при прослушивании которой отдыхаешь душой или заряжаешься энергией.

Как слушать музыку?

Начинать включать классику и колыбельные можно с первого месяца жизни. Буквально на несколько минут, т.к. младенец не способен долго сосредотачиваться на чем-либо.

Что касается детей от 1 до 7 лет, то:

  • Музыка не должна быть слишком громкой, даже стимулирующая.
  • Никаких наушников! Их отрицательное влияние на слуховой аппарат ребенка доказано.
  • Продолжительность прослушивания музыки не должна превышать 20 – 30 минут подряд. То есть, делаем перерывы. И тем более она не должна звучать весь день на заднем фоне.
  • Разнообразие. Включайте веселую и спокойную, классическую и современную музыку. При этом не забываем про любимые произведения ребенка.
  • Не заставляйте слушать насильно. Некоторые родители в попытках приобщить ребенка к прекрасному, несмотря на его протесты, упорно продолжают включать классику. Музыка должна нравиться.
  • Произведения должны соответствовать возрасту.
  • Полезно также включать музыку в режимные моменты (зарядка утром, чистка зубов, колыбельные перед сном).

Знакомство с музыкальными инструментами

Среди обязательных игрушек для детей уже с первого года жизни — игрушечные музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, маракас, ксилофон, пианино для малышей, барабан.

Когда малыш станет постарше, покажите ему на видео, как звучит и выглядит тот или иной музыкальный инструмент. Расскажите о нем.

Для начала познакомьте малыша с самыми известными инструментами. Когда он легко будет их узнавать по внешнему виду и звучанию, добавляйте новые.

Детские музыкальные инструменты

Прекрасно, если в доме есть настоящее пианино, гитара или другой инструмент.

Познакомьте ребенка с первичными жанрами музыки (песня, танец, марш).

Беседуйте о музыке. Во время беседы показывайте ребенку портреты известных классических музыкантов. Рассказывайте интересные факты из их жизни.

Пение

Почему так важно уделить внимание пению?

  • Разучивание и прослушивание песен развивает память, внимание, мышление, увеличивает пассивный словарный запас.
  • Пение оказывает терапевтический эффект, улучшает настроение ребенка.
  • Пение улучшает произношение звуков, развивает речевой и дыхательный аппарат.

Даже если у вас совсем нет голоса, а на ухо наступил медведь, пойте. Пойте сами для себя, пойте для ребенка. Колыбельные, детские и народные песни, романсы.

Побуждайте малыша подпевать вам. Пойте вместе и по отдельности, как под фонограмму, так и без нее.

Отлично, если у вас есть караоке.

Игра на музыкальных инструментах

До 1,5 лет ребенок учится играть на простейших игрушечных музыкальных инструментах (погремушки, маракасы, бубен, ложки и т.д.).

В более старшем возрасте целесообразно учить ребенка:

  • узнавать инструменты по их звучанию,
  • различать звуки по громкости (громкие и тихие), высоте (высокие и низкие), длительности (длинные и короткие),
  • отбивать такт на ложках или барабане при прослушивании детских песенок.

Когда Антошке было 1,5 года, мы купили ему большое игрушечное пианино. И были сильно разочарованы – отвратительное качество звука. Покупку сразу же вернули в магазин.

В итоге купили детский, но настоящий синтезатор Casio. И это одна из самых полезных покупок. Антошка не хочет, чтобы я учила его играть простые мелодии. Но при этом все эти годы с удовольствием играет с синтезатором сам, а мне отвел роль восторженного слушателя.

Синтезатор для детей

А недавно у нас появилась и гитара. Сын теперь таскает ее по всей квартире и пытается научиться играть простые мелодии.

Если ребенок проявляет желание, вы можете учить его играть на инструменте, даже не имея специального образования. Есть много пособий для обучения дошкольников игре на фортепиано. Однако, хоть это и будет полезно, но если вы хотите серьезно обучить ребенка, лучше обратиться к профессионалам.

Устраивайте домашние концерты, в которых будут принимать участие все члены семьи. Используйте в качестве музыкальных инструментов, в том числе, и ложки, кастрюли, стеклянные стаканы, пластиковые бутылочки с фасолью и т.п.

Ритмика и танцы

Занятия танцами или ритмикой:

  • развивают пространственную координацию, пластичность и гибкость,
  • снимают психическое напряжение, мышечные зажимы,
  • раскрепощают, развивают эмоциональную сферу, умение выражать эмоции,
  • развивают музыкальный слух, чувство ритма.

На Ютубе множество роликов с танцами для детей. Разучите танец сами и показывайте его ребенку или занимайтесь по видеороликам.

Привлекайте к занятиям всех членов семьи, приглашайте друзей в гости.

Ребенок должен видеть танцующих взрослых, тогда со временем он начнет повторять за вами.

Постарайтесь сделать танцы ритуалом. Можно совместить их с зарядкой.

Заниматься ритмической гимнастикой также удобно по видеороликам. Для начала сами разучите упражнения. Затем продемонстрируйте их ребенку. Включите видео или аудио занятия и выполняйте движения вместе с ребенком.

Существуют сайты, предлагающие за деньги комплексные занятия ритмикой. Но можно использовать и бесплатные ролики в интернете.

Для домашних занятий их достаточно.

Методика Железновых

Методика Сергея и Екатерины Железновых заслуживает отдельного внимания.

Это целые комплекты пособий и материалов для музыкального развития детей, которые включают:

  • пальчиковые и жестовые игры,
  • подражательные и коммуникативные песенки-игры,
  • подвижные игры,
  • зарядку,
  • логоритмику,
  • игровой массаж,
  • сказки и песенки для игры на детских инструментах,
  • школу абсолютного слуха,
  • музыкальную азбуку и др.

Комплекты занятий можно купить на официальном сайте. Или же обойтись роликами на ютубе.

У нас также были книги Екатерины Железновой. Антошка очень любил заниматься по ним:

«Шумелки. Сказки с озвучиванием» от издательства «Карапуз» (Лабиринт, My-shop).

Вы читаете сказку-шумелку, а ребенок отвачает за ее шумовое сопровождение.

Для этого вам понадобятся простые игрушечные музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, барабан, маракас или погремушка) и некоторые предметы (пакетик, ложки, раческа).

«Стучалки. Сказки с озвучиванием» (Лабиринт, My-shop).

Принцип здесь такой же. Только сказки другие. Соответственно, и инструменты.

Инструменты, кстати, можно заменять чем-нибудь похожим.

Со временем ребенок будет не только сопровождать сказки, но и сам их рассказывать.

Стучалки. Сказки с озвучиванием

Подводя итоги, хочется кратко перечислить, чем можно заниматься с ребенком для его музыкального развития:

  • слушать музыку,
  • знакомиться с музыкальными инструментами,
  • играть на игрушечных и настоящих музыкальных инструментах,
    петь,
  • танцевать,
  • заниматься по методике Железновых,
  • играть в музыкальные игры.

Похожие статьи:

Добавить комментарий к статье

Ваше имя:


This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Меню сайта
Рубрики
^ Наверх