В предыдущей статье я рассказывала, как создать развивающую среду дома. Пришло время рассказать о нашем опыте создания развивающей среды.
Я не зациклена на раннем развитии, но часто задаю себе вопрос: то, что происходит с моим сыном сейчас, это полезно для него или вредно, развивает его или тормозит? Этот простой вопрос помогает мне вовремя скорректировать среду – обогатить ее или, наоборот, сбавить обороты.
На момент написания статьи Антошке 2г 9 мес.
Я уже писала о том, что среда должна быть безопасной. Это первое, с чего стоит начать.
Содержание:
- Максимум свободы
- Игрушки и книги, дидактические материалы
- Самостоятельность
- Общение с ребенком
- Образ жизни и окружение
Максимум свободы
У нас с младенчества можно многое: играть с папиными инструментами, с маминой косметикой, доставать и раскладывать содержимое всех шкафов (Антошка это очень любит), изучать технические устройства.
Но только под нашим контролем. Пусть лучше сын делает при нас то, что мог бы сделать в наше отсутствие. Зато он знает, как обращаться с тем или иным предметом. Конечно, иногда он что-то роняет, рассыпает, проливает. А как иначе изучать этот мир, как не путем проб и ошибок?
Игрушки и книги, дидактические материалы
Игрушек у нас очень много и все они востребованы. Часть убрана, и я периодически убираю те, которые Антошке надоедают и достаю новую партию. И так по кругу. Сейчас он уже подрос и помнит, где какая убранная игрушка лежит, просит достать.
Читать мы очень любим. Делаем это порой по несколько раз в день и помногу.
Книги и игрушки покупаю в интернет-магазинах. Читаю отзывы и обзоры в интернете, составляю списки на вырост и потихоньку закупаюсь. Стараюсь покупать дидактические и те, с которыми можно много всяких действий совершить и много игр придумать. Интерактивных, считаю, должно быть по минимуму. Но больше всего у нас машинок.
Как только Антошка научился ходить, его не оторвать было от плакатов, развешанных в спальне и коридоре. И сейчас интерес к ним остался. Но надо уже что-то посложнее купить, например, карту мира.
Есть у нас огромный ящик и с материалами для творчества. Антошка имеет к нему свободный доступ. Иногда это создает для меня дополнительные сложности, но все же, как здорово, когда ребенок сам решает чем сейчас будет рисовать, лепить и т.д.
Домашний спорткомплекс также неотъемлемая часть Антошкиной жизни.
Самостоятельность ребенка
Родители часто сосредоточены на навыках самообслуживания, забывая о других, не менее важных вещах.
Приучать ребенка играть самостоятельно, одеваться, есть, чистить зубы и т.д. – это замечательно. Но важно также научить малыша решать проблемы и задачи, которые ежедневно встают перед ним (доступные его возрасту, конечно).
К каждому ребенку нужен свой подход. Что касается Антошки, то я делаю акцент не на приучении к самостоятельности, а на ее поощрении. Ведь так легко перегнуть палку, стараясь поскорее научить ребенка что-то делать без вашей помощи.
Что касается быта, то Антошка умеет играть самостоятельно, без моего участия. Игрушки убираем вместе. Моет свой горшок. Чистит зубы, но я тоже чищу, т.к. ребенок в этом возрасте, да и в ближайшие годы не может делать это достаточно хорошо.
Привлекаю Антошку к домашним делам. Он с радостью моет зеркала, подметает, моет что-то губкой. Ну и что, что после этого уборки мне прибавляется.
Антошка, конечно, умеет есть сам, но просит, чтобы кормила я. Одеваться и раздеваться частично по настроению. Здесь есть к чему стремиться и чему учиться. Но у нас все впереди.
А теперь о второй составляющей самостоятельности. Приучаю Антошку делать выбор. На мелочах, но именно с них все и начинается: какую футболку из двух предложенных он хочет надеть, на какую площадку пойдем гулять и т.п.
Если у него возникают затруднения во время игры, не спешу решать за него проблему. Мы вместе думаем, как это сделать.
Общение с ребенком
Я не самый общительный человек. Могу молчать весь день, но, конечно, не делаю этого, т.к. для ребенка очень важно общение. Мне приходится прилагать усилия, чтобы разговаривать с Антошкой больше.
С самого рождения рассказываю ему стихи. Особенно это удобно, когда нужно отвлечь.
Обращаю Антошкино внимание на все, что нас окружает: предметы, звуки, запахи.
Когда-то рассказывала обо всем в деталях, а сейчас Антошка уже сам спрашивает «Почему?». Ответы порождают еще больше вопросов, на которые, конечно, отвечаю.
В последнее время предлагаю придумать ответ вместе: «А как ты думаешь, почему?». Его ответы зачастую совершенно далеки от реальности. Но самое худшее, что можно сделать – это сказать, что ребенок неправ. Куда лучше наводящими вопросами привести его к правильному ответу. Или, если ребенок просто фантазирует, включиться в эту игру и придумывать фантастические ответы вместе.
Образ жизни и окружение
Богатство впечатлений – это необходимый атрибут нормального развития ребенка.
С 2,3 лет Антошка два раза в неделю ходит на групповые развивающие занятия. Периодически посещаем игровые комнаты, трогательный зоопарк и другие развлечения для детей. Стараемся гулять не на одной детской площадке.
Раз в неделю ходим в гости. Несколько раз в неделю к нам приезжают бабушки и дедушки.
Хотелось бы большего общения с детьми, но у Антошки пока слабый интерес к ним. Да и детей вокруг мало. Скоро лето, все изменится.
Летом у нас дача, поездки на природу и не только. Ну и, конечно, собака.
Тишину в доме заполняю самой разнообразной музыкой и аудиосказками.
Каждый день стараюсь проводить специально организованные занятия. Сейчас с этим стало сложней, т.к. Антошка все больше играет сам и сам же придумывает игры. Мне остается незаметно внедрять обучающие моменты в его игру.
Что касается родительского примера, о котором я писала в предыдущей статье, то Антошка для меня – один из самых больших стимулов развиваться, становиться лучше. Ведь хочется стать для него достойным примером для подражания.
Екатерина.
21.04.2019 в 22:52
Очень интересные у Вас статьи.
А напишите подробнее про аудиосказки, было бы здорово если ещё и со ссылками. Какая музыка или песня больше всего нравятся Антошке?
Юлия Татаринова
21.04.2019 в 23:25
Аудиосказки включаю через Вконтакте. Просто ввожу в поиск «аудиосказки» и включаю все, что сын захочет. Начинали слушать «Репку», «Колобок» и устраивали под них мини-спектакль с помощью картонного театра, чтобы ему было интереснее их слушать. Но сейчас Антошка подрос, ему скоро 5 и сказки, конечно, изменились.
Антошка любит самую разную музыку. Слушает все то, что и мы. Очень любит Chillout музыку. А так и классику слушает, и детские песни, конечно.
Он очень любит «залипать» на одной мелодии. Если новая песня понравилась, включает ее много раз каждый день, пока не надоест.